Forbes Insights и Hitachi Data Systems провели исследование, в котором приняли участие 573 топ-менеджера компаний из разных стран мира. Оно посвящено цифровой трансформации — преобразованию бизнеса с использованием цифровых технологий. Из исследования следует, что ЦТБ — самая приоритетная задача в стратегических планах предприятий. В России подобное исследование провели OSP Data при поддержке Hitachi DS.
Большинство респондентов Forbes Insights составили генеральные директора (23%), директора по технологиям (20%), ИТ-директора (15%) и финансовые директора (7%). В России в опросе приняли участие представители 102 компаний, из которых 92% — ИТ-директора и их замы. Причем половина работает в финансовых компаниях, самых продвинутых в плане цифровизации.
Главный вывод исследований — от цифровой трансформации существующему бизнесу никуда не деться. ЦТБ неизбежна, причем в самой ближайшей перспективе. Почти половина (49%) респондентов Forbes Insights уверены в том, что их организациям в предстоящие пару лет предстоит пережить весьма значительные изменения в плане цифровой трансформации бизнеса. При этом 45% заявили, что их компании уже сейчас достаточно далеко продвинулись в направлении ЦТБ. Из российской части исследования следует, что почти половина российских компаний ведут какие-либо проекты по цифровой трансформации бизнеса, и более 80% приступят к ней в течение двух лет.
Любопытно сравнить отношение российских ИТ-директоров к ЦТБ с тем, как к этому относятся топ-менеджеры и их коллеги в зарубежных компаниях.
Прежде всего нужно похвалить российских корпоративных айтишников за то, что цели ЦТБ для них — сугубо бизнесовые. Генеральные директора могут на них рассчитывать.
Далее, ЦТБ — это, в первую очередь, использование цифровых технологий для разработки новых продуктов и услуг, создания «цифровой» модели бизнеса и надлежащего изменения оргструктуры и бизнес-процессов. ИТ-директора из России высшие приоритеты отдают разработке новых продуктов и цифровизации клиентского опыта.
Руководители зарубежного бизнеса тоже считают, что больше внимания нужно уделять разработке инновационных продуктов и услуг, однако на второе место ставят стратегию и тактику бизнеса — создание цифровых бизнес-моделей и бизнес-процессов. Видимо, цифровое взаимодействие с клиентами у них сейчас отлажено лучше, чем у российских компаний.
Главным препятствием на пути ЦТБ российским ИТ-директорам представляются сложности с выходом на масштаб всего предприятия (для западных коллег эта проблема стоит на последнем месте). Проблема бюджета на ЦТБ в российских компаниях вдвое острее, чем в зарубежных. Зато в готовности своего ИТ-отдела к подвигам по цифровой трансформации российские ИТ-директора уверены больше.
Бросается в глаза большая разница в оценке такой проблемы как недостаточная поддержка со стороны высшего руководства: ее весомость для российских ИТ-директоров в три раза больше. И те, и другие сходятся в тревоге по поводу недостатка высококвалифицированных специалистов. Впрочем, умных и образованных людей не хватает везде и всегда.
Несколько разошлись мнения о перспективности цифровых технологий. Российские ИТ-директора больше уповают на аналитику Big Data, а руководители зарубежных компаний — на облачные технологии.
Как полагают в IDC, к 2020 году на цифровые стратегии бизнеса будет уходить 60% ИТ-затрат предприятий.